GPS-трекеры широко применяют при отслеживании перемещений транспорта и грузов. Чаще всего к мониторингу прибегают, когда перевозят особые грузы, и важно обеспечить их сохранность, предотвратить возникновение аварийных ситуаций.
Тонкости перевозки особых грузов
К особым (специальным) относятся грузы, при хранении, транспортировке и перегрузке которых необходимо соблюдать дополнительные меры предосторожности. Они подразделяются на:
- опасные, которые при неосторожном обращении могут вызвать пожар, взрыв, отравление, травмы и заболевания людей и животных, нанести вред экологии;
- скоропортящиеся, требующие поддержания определенного температурного режима;
- особо ценные, нуждающиеся в защите от хищения;
- хрупкие – стекло, керамика, бытовая и компьютерная техника;
- живой груз – домашние и дрессированные животные, скот.
Для перевозки опасных грузов используют транспорт, оснащенный средствами пожаротушения и индивидуальной защиты, эффективной системой торможения, устройством ограничения скорости. Водители должны пройти специальную подготовку и получить допуск. Безопасность перевозок контролируется уполномоченным лицом. На всем протяжении перевозки, включая остановки, за транспортным средством осуществляется надзор, а для особо опасных грузов выделяется автомобиль сопровождения. Процедуру дистанционного надзора облегчает GPS контроль – мониторинг опасных грузов.
В процессе перевозки необходимо соблюдать ряд требований:
- не отклоняться от согласованного с подразделениями автоинспекции маршрута, если к этому не вынуждают чрезвычайные обстоятельства;
- соблюдать установленные ограничения скорости (конкретные цифры зависят от рельефа местности, видимости);
- совершать остановки только на охраняемых стоянках, при их отсутствии – в открытых местах вдали от жилья и людных мест;
- во время стоянки использовать стояночные тормоза, а на уклоне – противооткатные упоры;
- заправляться топливом с таким расчетом, чтобы обеспечить запас хода без дозаправки более чем на 500 км;
- в случае ДТП или вынужденной остановки незамедлительно уведомлять об этом ближайшие подразделения автоинспекции.

Перевозка животных и живых срезанных цветов осуществляется только прямыми рейсами, без перегрузок. Запрещены перевозки скота по центральным улицам городов. Как и при перевозке опасных грузов, необходимо соблюдать ограничение скорости и принимать все меры к предотвращению аварийных ситуаций. При транспортировке хрупких грузов необходимо избегать толчков, вибраций, резких торможений и набора скорости, агрессивная манера вождения в этом случае недопустима. При перевозке скоропортящихся продуктов крайне важно контролировать температурный режим.
Почему особые грузы нуждаются в мониторинге
При отсутствии контроля даже водитель с допуском, прошедший обучение, может нарушить правила – превысить скорость, отклониться от маршрута, совершить остановку в недопустимом месте.
- В случае перевозки скоропортящихся грузов может выйти из строя оборудование, ответственное за поддержание нужной температуры, а водитель этого не заметит.
- Транспорт, перевозящий ценный груз, может подвергнуться нападению. Иногда в результате товар похищают несмотря на все меры предосторожности.
- При перевозке особых грузов крайне важно, чтобы люди и инстанции, осуществляющие контроль, оперативно узнавали о возникновении любых внештатных ситуаций (авария, внеплановая остановка, нападение).

GPS-трекер для мониторинга, объединенный с рядом датчиков, решает ряд задач:
- отслеживает маршрут и фиксирует любые отклонения от него;
- определяет скорость движения и оценивает манеру вождения;
- фиксирует места остановок и их продолжительность;
- передает сообщение о внештатной ситуации с помощью тревожной кнопки;
- контролирует вес груза и отмечает его изменения;
- фиксирует попытки несанкционированного вскрытия грузового отсека;
- контролирует запас топлива;
- получает данные от температурных датчиков, установленных в кузове.
А если с помощью GPS контролируют ценный груз, маячок можно поместить непосредственно в контейнер/упаковку. Это поможет отследить его даже в случае хищения.
Как осуществляется процесс мониторинга
Отслеживание особых грузов осуществляется по тому же принципу, что GPS-мониторинг вообще. Транспортное средство оснащают трекером, набором датчиков и приемопередатчиком. Дополнительно непосредственно на ТС можно установить центральный блок для сбора и временного хранения информации, который выполняет функции «черного ящика».
Установленная аппаратура принимает сигналы от GPS/ГЛОНАСС спутников для определения координат и скорости движения транспорта. Посредством системы датчиков отслеживают:
- уровень и расход топлива;
- важные параметры груза – вес, температуру;
- состояние устройств;
- запирающий грузовой отсек.
Все эти данные по каналам связи (Wi-Fi, GSM/SMS, GSM/GPRS) поступают на сервер, а оттуда – диспетчеру, контролирующему грузоперевозки.

На экране компьютера или иного устройства отображается масштабированная карта, где прокладывается маршрут движения транспортного средства с указанием скорости движения, мест и продолжительности остановок. В случае возникновения любых ситуаций, которые могут повредить грузу, срабатывании датчиков удара, переворота, диспетчер незамедлительно получает оповещение. Контроль грузов с помощью GPS упрощает оперативное реагирование на любые нарушения правил транспортировки и принятие мер при возникновении внештатных ситуаций.
Выбор устройства для мониторинга особых грузов
Для отслеживания грузов по GPS-сигналу лучше всего подойдет трекер, выстраивающий на карте маршрут движения транспорта в виде непрерывной линии. Такое устройство контролирует то, насколько точно водитель придерживается маршрута, что важно при перевозке опасных и живых грузов. При выборе конкретного решения нужно обратить внимание на возможности системы:
- если транспортируется опасный груз и нужно обеспечить запас хода без дозаправок, лучше выбрать трекер с датчиками топлива;
- при перевозке опасных, живых, хрупких грузов обязательно наличие датчиков удара и переворота;
- для скоропортящихся продуктов выбирайте систему GPS-мониторинга, объединенную с температурными датчиками.
При перевозке ценных грузов рекомендуется использовать GPS-маркер с функцией реакции на разрыв и тревожной кнопкой:
- реакция на разрыв заключается в отправке тревожного уведомления в случае вскрытия дверей или нарушения целостности контейнера;
- тревожную кнопку обычно монтируют на приборной панели, но возможна и скрытая установка; нажав кнопку, водитель сообщает диспетчеру и службам экстренного реагирования о возникновении внештатной ситуации.
Если есть риск хищения груза, устройствами слежения лучше оснастить и транспортное средство, и контейнер. Вместо GPS-трекера для груза выбирайте маячок или простейший маркер с режимом поиска украденного имущества. Это компактное устройство, которое можно спрятать внутри контейнера, упаковки. Оно может длительное время работать в автономном режиме без подзарядки. Маяк активизируется на короткое время для передачи координат своего местонахождения, поэтому засечь его сканером нельзя. Если злоумышленники угоняют транспорт вместе с грузом, то при обнаружении трекера используют глушилки. А если контейнер с грузом украдут, переместят в другое транспортное средство, его можно будет отследить с помощью маяка, сигнал которого не подавляют.
При транспортировке особых грузов – опасных, ценных, живых, скоропортящихся – необходимо соблюдать определенные правила. Для каждой категории существует свой перечень. Контроль соблюдения этих правил лучше всего осуществлять с помощью системы GPS-мониторинга. Оснастив грузовой автомобиль GPS-трекером с системой датчиков, можно оперативно реагировать на ситуации, угрожающие сохранности груза, отслеживать его местонахождение и выявлять нарушения. А скрытая установка маячка (маркера) на контейнер с ценным грузом поможет отыскать его.