Установи и контролируй
бесплатный звонок:
8 800 555 7 202
+7 499 350 62 85
Оперативная поддержка

Как GPS-технологии помогут снизить затраты на топливо

31.05.2017

На любом предприятии с собственным автопарком затраты на топливо являются существенной статьей расходов. Они могли бы быть значительно меньше, если бы не махинации водителей. Практика показывает, что внедрение контроля слива и расхода топлива с применением GPS-технологий позволяет на 20–40 % сократить затраты на приобретение ГСМ.

Махинации с топливом и меры противодействия им

Отсутствие мониторинга расхода топлива посредством GPS-устройств в комплексе с различными датчиками открывает простор для махинаций, которые становятся для водителей дополнительной статьей дохода. Вот типичные уловки, к которым прибегают нечистые на руку водители:

  • Поскольку расход топлива пропорционален пробегу, подкручивают одометр, чтобы он показывал пробег больше фактического.
  • Сдают в бухгалтерию левые чеки с АЗС, чтобы получить компенсацию за бензин или дизтопливо, а фактически платят за меньший объем или заправляются в другом месте более дешевым топливом низкого качества.
  • Сливают заправленное в бак топливо, продают или используют для личных нужд.
Контроль расхода и слива топлива экономически оправдан Предприятия с солидным автопарком несут значительный убыток из-за хищений топлива

По утверждению специалистов, изучавших этот вопрос, существует около двух десятков способов нецелевого использования самого топлива и средств, которые выделяются водителю на его приобретение. Руководители предприятий с автопарком принимают различные меры для оптимизации затрат на топливо и противодействия обману со стороны водителей:

  • Чтобы исключить махинации с чеками, вместо наличных выдают водителям талоны, по которым можно заправиться на АЗС определенной сети.
  • Для недопущения слива топлива пломбируют топливные баки.
  • Внедряют различные системы контроля уровня и расхода топлива.

Использование талонов не исключает хищений топлива путем слива. Пломбировка бака делает невозможным не только слив, но и заправку. Так что к этому методу прибегают только крупные предприятия с собственными АЗС. Причем дальность поездок должна быть такой, чтоб водитель мог доехать до пункта назначения и вернуться без дозаправок. Контроль топлива осуществляется разными методами, рассмотрим их подробнее.

Способы контроля расхода топлива

На некоторых предприятиях контроль расхода топлива ведется по старинке, расчетным методом. Нормативный расход топлива для конкретного ТС умножают на пробег, определенный по одометру. Этот метод максимально прост, не требует дополнительного оборудования, но недостаточно точен, поскольку фактический расход часто отличается от нормативного. А если вспомнить о возможности накрутки одометра, становится ясно, что полагаться на этот метод не стоит. В последнее время появились более совершенные методики:

  • GPS-контроль пробега и расхода топлива. Применяется тот же расчетный метод, но при определении пробега опираются на показания не одометра, а автомобильного GPS-трекера.
  • Подключение GPS-трекера к штатному датчику уровня топлива (ДУТ) или САN-шине, которая получает информацию от разных датчиков.
  • Установка в бак емкостного или ультразвукового датчика уровня топлива. Такой датчик может передавать данные об актуальном уровне топлива и о его резком изменении на компьютер диспетчера, сервер через контроллер или GPS-трекер.
  • Установка в разрыв топливной системы ДРТ – датчика расхода топлива.

Прибегая для контроля топлива к GPS-мониторингу, можно получить абсолютно точные данные о пробеге. К тому же GPS-трекер позволяет оценивать скоростной режим, отображает маршрут, по которому двигалось транспортное средство, фиксирует все остановки. А расход топлива при движении по загородной трассе и по городу со светофорами и пробками ощутимо различается.

Расчетный метод контроля не подходит для строительной спецтехники, погрузчиков, поскольку расход топлива может быть значительным при минимальном пробеге. Для его точного учета используют датчики расхода топлива (расходомеры), которые отражают как мгновенный расход, так и расход за определенный промежуток времени. Рекомендуется оснащать каждый бак двумя расходомерами, один устанавливается в разрыв системы, по которой топливо поступает из бака в двигатель, второй – в обратку. Возможно также использование двухканального датчика. При подключении ДРТ к системе GPS-мониторинга можно установить координаты места, в котором был отмечен аномально высокий мгновенный расход топлива.

Штатный ДУТ предназначен для водителя, с помощью этого устройства он следит за уровнем топлива и своевременно заправляется. Если подсоединить ДУТ к трекеру, данные об уровне будут передаваться диспетчеру. Такая система позволяет контролировать, на каких АЗС осуществляется заправка, но в борьбе со сливами топлива она малоэффективна. В качестве штатных, как правило, используют датчики поплавкового типа, с большой погрешностью, которая с возрастом только увеличивается. Такие датчики оценивают уровень приблизительно и позволяют выявить слив, только если за раз сливается не менее 20% топлива. К тому же их легко обмануть:

  • В старых моделях авто обратный слив топлива происходит самотеком и можно воровать топливо из обратки. В современных автомобилях в этой системе создается высокое давление и пытаться слить из нее топливо опасно.
  • Если заехать на горку или встать передними колесами на бордюр, датчик зафиксирует снижение уровня топлива, а при выравнивании автомобиля – его повышение. Если из бака, стоящего наклонно авто, слить часть топлива, это останется незамеченным, перепад уровня спишут на всплески.

Установка емкостных или ультразвуковых датчиков требует дополнительных затрат и сверления бака. Но эти устройства значительно точнее и надежнее штатных, их погрешность составляет всего 1–2 %, и она не увеличивается со временем. Для таких датчиков разработано специальное ПО, его алгоритм позволяет определить, когда колебания уровня связаны с всплесками, вибрацией, перепадами температуры, а когда со сливом. Программа анализирует данные, полученные от ряда датчиков, в том числе встроенных в трекер. Благодаря этому понятно, стоит автомобиль или движется, включено или выключено зажигание, оцениваются обороты двигателя и угол наклона бака. Так что обмануть электронный датчик практически нереально.

График изменения уровня топлива в баке В отчетах, которые формируются по данным ДУТ, отражены все сливы и заправки с точностью до литра

Установка емкостного или ультразвукового датчика в бак – довольно простая процедура, такая операция не считается вмешательством в топливную систему. Недостаток таких ДУТ в том, что они нуждаются в регулярной прочистке, чувствительны к качеству топлива. Встречались случаи преднамеренной порчи этого оборудования водителями.

По мнению специалистов, которые занимаются внедрением систем GPS-мониторинга, система контроля топлива GPS является самодостаточной. Если оснастить все автомобили GPS-трекерами, можно обойтись без дополнительного оборудования (датчиков). Нужно только опытным путем установить фактический средний расход топлива для каждого транспортного средства и наказывать водителей за его превышение. Слабое место этой схемы в том, что для объективной оценки расхода необходимо исключить возможность слива топлива в период проведения эксперимента (3 месяца). А для этого нужно либо пломбировать бензобак, либо устанавливать ДУТ.

Существуют разные методы контроля расхода и слива топлива, но максимально полный контроль обеспечивает использование высокоточных электронных датчиков уровня топлива в комплексе с системой GPS-мониторинга. Такая система позволяет выявлять случаи повышенного расхода топлива, точно устанавливать место и время заправок и сливов, упрощает формирование отчетности. Благодаря сокращению затрат на топливо внедрение системы контроля обычно окупается за 1–2 месяца.