Установи и контролируй
бесплатный звонок:
8 800 555 7 202
+7 499 350 62 85
Оперативная поддержка

Как GPS-мониторинг поможет в оценке качества вождения

30.05.2017

При неаккуратной, агрессивной манере вождения все системы автомобиля подвергаются более интенсивному износу, сокращается ресурс двигателя, АКПП и других узлов. Когда речь идет о служебном, коммерческом транспорте, низкое качество вождения из личной проблемы водителя превращается в проблему компании, где он работает. И дело не только в ускоренной амортизации ТС, но и в повышенной вероятности возникновения аварийных ситуаций. Неаккуратный водитель подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров либо груз, который может требовать деликатного обращения. Поэтому многие компании внедряют системы контроля качества вождения.

Как это работает

Базовая оценка качества вождения основана на показаниях GPS-трекера:

  • GPS-мониторинг позволяет определять среднюю скорость движения, в большинстве моделей трекеров также есть функция контроля максимальной скорости.
  • В ряде моделей, например в GPS Marker M130, есть встроенные акселерометры – датчики, которые реагируют на удар, вибрацию, переворот, начало движения и резкую остановку.

GPS-трекер можно подключить к бесконтактному считывателю CAN-шины, подсоединить к нему дополнительные внешние датчики. Благодаря этому возможности мониторинга значительно расширяются, можно отслеживать не только маршрут и скорость движения, но и множество других параметров: обороты двигателя, уровень топлива, масла, охлаждающей жидкости, нагрузку на ось грузовика.

Телематический комплекс – всевидящее око С системой оценки качества вождения ни одно нарушение водителя не останется незамеченным

Часто в качестве «мозга» такой системы вместо GPS используют телематический комплекс – устройство с сим-картой, которое подключается к диагностическому разъему. Оно может выполнять широкий диапазон функций:

  • GPS-навигацию и мониторинг;
  • оповещение о попытке угона;
  • фиксацию места и времени ДТП;
  • диагностику систем автомобиля;
  • оценку качества вождения;
  • дистанционный запуск двигателя.

Телематический комплекс получает данные от спутников глобальной системы позиционирования и от периферических устройств автомобиля, разнообразных датчиков, CAN-шины. Данные сохраняются в его памяти по типу черного ящика, а также по разным каналам отсылаются на сервер, станцию сотовой связи, мобильные устройства. Очень похоже на принцип работы GPS-трекера, только возможности шире. Но и цена в несколько раз выше, так что стоит взвесить, все ли функции вам нужны. Возможно, будет достаточно GPS-трекера для грузовика или легкового автомобиля с встроенными акселерометрами.

Повысить безопасность управления автомобилем позволяют системы контроля усталости водителя. Модели авто премиум-класса оснащаются такими системами по умолчанию, в более дешевых комплектациях их установка доступна опционально. Некоторые системы оценивают физическое состояние водителя, другие отмечают снижение качества управления как признак усталости. Система Attention Assist от Mercedes учитывает данные, которые поступают от контрольных датчиков, выявляет изменения в манере управления, фиксирует, с каким усилием водитель поворачивает руль и куда направлен его взгляд. При любых отклонениях от нормы загорается контрольная лампочка и включается звуковое предупреждение водителя.

Кому и зачем это нужно

Автомобильную телематику используют:

  • Страховые компании разрабатывают разные тарифные предложения для бережных или неаккуратных водителей.
  • Частные автовладельцы. У них появляется стимул совершенствовать свою манеру вождения для приобретения страхового полиса на более выгодных условиях.
  • Службы такси, компании, занимающиеся пассажирскими и грузоперевозками, получают возможность контролировать дистанционно профессионализм водителей, стиль управления транспортным средством, поощрять аккуратных сотрудников и применять к нерадивым штрафные санкции вплоть до увольнения.
  • Лизинговые компании и фирмы по прокату автомобилей также могут отслеживать, насколько бережно эксплуатировали авто. А GPS-модуль поможет обнаружить угнанное ТС.

Внедрение системы контроля качества приносит выгоду:

  • Повышается безопасность движения, вероятность ДТП снижается на 30 %.
  • Телематический комплекс выявляет основные ошибки при управлении ТС. С их учетом можно организовать курсы эффективного вождения, после прохождения которых оптимизируются затраты времени на дорогу и расход топлива.
  • Благодаря более бережному вождению узлы и системы автомобиля служат дольше, снижается нагрузка на коробку передач.
  • Обеспечивается сохранность грузов.

Программы для контроля манеры вождения

Чтобы обеспечить экономичное и безопасное вождение, GPS-устройства с базовым набором возможностей или телематического комплекса недостаточно, нужно программное обеспечение. Подойдут для этих целей многофункциональное диспетчерское ПО «АвтоГРАФ.PRO» или специализированные приложения для анализа манеры вождения – iDriveSafe, Eco Driving.

Возможности программы для оценки качества вождения Программа Eco Driving анализирует и оценивает стиль вождения по набору параметров, дает рекомендации по его оптимизации

Для корректной оценки качества вождения по GPS нужно учесть несколько моментов:

  • Любой прибор с акселерометром (трекер, GPS-терминал, телематический комплекс) должен быть надежно закреплен и правильно сориентирован.
  • Оборудование необходимо откалибровать под конкретное ТС, так как настройки для грузовика, такси, автобуса существенно различаются.
  • Пороговые значения в программе тоже нужно задавать с учетом типа, модели транспортного средства и условий его использования.
  • Чем чаще осуществляется сбор данных, тем объективней получается картина. Рекомендуется задать интервал между сообщениями в 10–20 секунд, чтобы прибор не пропустил нарушение.

Программы для оценки качества вождения по умолчанию ориентируются на определенные параметры:

  • значение ускорения и торможения (отрицательного ускорения) при движении по прямой;
  • значение углового ускорения при совершении поворота;
  • максимально допустимую скорость.

Также можно задать дополнительные параметры, их набор зависит от того, какими датчиками оснащено ТС, и от потребностей пользователя. Система автоматически начисляет штрафные баллы за каждое зафиксированное нарушение. Можно задать градацию, при которой количество штрафных баллов зависит от того, насколько превышено пороговое значение положительного или отрицательного ускорения, скорости. Эту систему градаций можно гибко настраивать. Например, если грузовой транспорт идет порожняком, требования допустимо смягчить, при поездке с обычным грузом ужесточить, а если транспортируется ценный или опасный груз, применять повышенный коэффициент при начислении штрафных очков.

Если компании с автопарком требуется отслеживание каких-то особых параметров, можно обратиться к специалистам, которые порекомендуют дополнительные датчики и доработают программное обеспечение. Установку и калибровку оборудования лучше тоже доверить специалистам, они же проконсультируют относительно настроек ПО. Такая система будет полезна не только владельцам коммерческого транспорта, но и начинающим водителям. Она поможет им скорректировать стиль вождения.