Установи и контролируй
бесплатный звонок:
8 800 555 7 202
+7 499 350 62 85
Оперативная поддержка

GPS-мониторинг в комплексе с контролем уровня жидкости

30.05.2017

Одна из разновидностей грузоперевозок – перевозка наливных грузов цистернами. К наливным грузам относятся различные виды жидкого топлива, нефтепродукты, масла, пищевые жидкости. Раньше их недолив и хищения путем слива где-то на маршруте были распространенной практикой. Внедрение системы контроля уровня жидкостей сделало подобные махинации невозможными. Нередко система контроля уровня жидкости объединяется с системой GPS-мониторинга.

Как работает система контроля

Основной элемент системы контроля уровня – специальный датчик, его часто называют ДУТ (датчик уровня топлива) или просто ДУ (датчик уровня). Существуют датчики двух типов:

  • емкостной;
  • ультразвуковой.

Емкостной размещают внутри цистерны, в ее верхней точке, от него отходит трубка-измеритель с электронным блоком. Длина трубки до 3 м, в случае необходимости ее можно укоротить. Обычно в конструкцию ДУТ входит встроенный датчик температуры. Уровень жидкости может меняться при колебаниях температурного режима. В движущейся цистерне он постоянно меняется из-за всплесков, наклонов, вибрации. Алгоритм работы электронного блока позволяет делать поправку на влияние этих факторов, прибор фиксирует изменение уровня, только если оно связано со сливом или наливом. Возможно дополнительное использование датчиков объема, плотности для получения более полной информации.

Ультразвуковой датчик действует по принципу эхолокатора, он размещается снаружи цистерны и сквозь ее стенки измеряет уровень, объем и плотность, массу жидкой и паровой фракции. С его помощью можно определить тип жидкости, например марку бензина, выявить не только количественное, но и качественное несоответствие декларации (накладной). Прибор выявляет наличие подтоварной воды (часть объема груза составляет вода, опустившаяся на дно цистерны), посторонних вложений. Существуют стационарные и мобильные ультразвуковые датчики уровня. Мобильные активно используются при железнодорожных перевозках и позволяют за короткий промежуток времени проверить целый состав, при этом нет необходимости оснащать каждую цистерну отдельным емкостным ДУ.

Цистерна с цементом, кадр из к/ф «Джентльмены удачи» Ультразвуковой датчик позволяет выявить несанкционированные вложения в наливных грузах
Поскольку в цистернах часто транспортируют взрывоопасные жидкости, крайне важно, чтобы в местах подсоединения емкостного датчика к цепям питания и к дополнительному оборудованию был установлен искрозащитный барьер. При использовании ультразвукового датчика непосредственный контакт оборудования с жидкостью в цистерне отсутствует. Поэтому датчики такого типа предпочтительнее для контроля перевозки взрывоопасных, а также едких, химически агрессивных жидкостей.

Второй элемент системы – контроллер с алфавитно-цифровым индикатором. Все данные от датчика (датчиков) передаются на контроллер и выводятся на его дисплей. Это простейший вариант системы контроля, в расширенном варианте контроллер передает данные на сервер мониторинга или непосредственно на компьютер диспетчера. Также возможно включение в систему реле (релейного модуля) для управления внешним оборудованием. Данные от датчиков на контроллер и от него на компьютер могут передаваться по проводным или беспроводным каналам, к беспроводным относятся:

  • WiFi;
  • GPRS;
  • радиомодем.

Особенности контроля перевозок топлива

Контроль уровня топлива необходим различным организациям:

  • генераторным станциям;
  • мини-АЗС;
  • топливным хранилищам;
  • заводам по переработке нефти, газа, производству масел;
  • пунктам перелива.

Но на всех этих объектах уровень жидкости контролируется в стационарных цистернах и резервуарах, поэтому достаточно датчика уровня (уровнемера) и контроллера. Если же осуществляется перевоз в цистернах жидкостей, возникает необходимость не только контролировать их уровень, объем слива или налива, но и место, где эти операции осуществлялись, а также время, когда это происходило. Такой мониторинг позволяет выявить хищение груза и с точностью установить, кто к нему причастен. Для этих целей необходимо оборудовать цистерну GPS-устройством, трекером или маяком. Порядок установки и функционирования прост:

  • ДУТ подключается к порту GPS-трекера, который выбирают в соответствии с интерфейсом передачи данных (цифровой, аналоговый, частотный).
  • Информация о текущем уровне жидкости вместе с координатами цистерны с заданной периодичностью передается на сервер GPS-мониторинга.
  • При изменении уровня жидкости и других важных параметров (температуры, плотности) на трекер поступает соответствующий сигнал.
  • Диспетчер или другое лицо, осуществляющее контроль, получает уведомление от трекера и фиксирует место и время разгрузки или загрузки цистерны.

GPS-контроль цистерны в комплексе с контролем уровня топлива (жидкости) позволяет:

  • отслеживать маршрут движения цистерны, соблюдение графика;
  • предупреждать и выявлять недоливы и хищения жидкого груза;
  • обеспечить безопасность транспортировки;
  • упростить работу диспетчера путем автоматического формирования контрольно-аналитических отчетов по грузоперевозкам.

Для контроля перевозки грузов, в том числе наливных, хорошо подходят маячки с магнитным креплением. Поскольку такой маячок обычно не устанавливается в кабине, а крепится к корпусу цистерны, микрофон и тревожная кнопка в нем не нужны, значительно важнее герметичность корпуса и автономное питание. Хорошо подойдет для этих целей бюджетная модель с базовым набором функций GPS Маркер М60. Этот маяк определяет координаты с точностью 2,5–4 м, обменивается данными по каналу GPRS, оснащен встроенным акселерометром и датчиком температуры.

Датчики уровня видят насквозь без рентгена С системой контроля перевозок наливных грузов тайное становится явным
Помимо оборудования (датчики, контроллер, реле, GPS-маяк или трекер) для работы системы контроля необходимо программное обеспечение. Оно позволяет не только отслеживать показатели в режиме реального времени, но и сохранять их в виде таблиц, графиков, формировать отчеты и выгружать данные в XML. Возможно формирование отчетов по отдельным датчикам и по группе датчиков. Существуют программные комплексы, объединяющие модули GPS-мониторинга, логистики, контроля топлива. Такую программу можно интегрировать с автоматизированной системой управления предприятием (АСУП).

Затраты на внедрение системы GPS-мониторинга грузоперевозок в комплексе с системой контроля уровня топлива и других наливных грузов зависят от того, какое оборудование и ПО используются. Эти затраты оправданы, ведь в результате обеспечивается комплексный контроль и автоматизация учета. Повышается дисциплина сотрудников, исключается возможность хищения наливных грузов, без дорогостоящих экспертиз выявляется несоответствие груза накладным.